На общественное обсуждение вынесен законопроект по наделению ГИМС МЧС России полномочиями по контролю за маломерными судами независимо от видов их использования.
С 2012 года все маломерные суда законодательно разделены на коммерческие и некоммерческие, в зависимости от этого определены полномочия по надзору за их эксплуатацией. Так, за маломерными судами коммерческого использования надзор осуществляется подразделениями Ространснадзора, а некоммерческого - подразделениями ГИМС МЧС России.
На территории страны насчитывается свыше 2,8 млн рек, 2,7 млн озер, а также около 3 тыс. крупных и средних водохранилищ. При этом общая протяженность внутренних водных путей составляет более 101 км на территории 64 субъектов РФ, которая включает только часть наиболее крупных рек, озер и водохранилищ, не охватывая все субъекты РФ.
Контрольно-надзорные функции Ространснадзора ограничиваются водными объектами, включенными в перечень внутренних водных путей РФ, либо объектами транспортной инфраструктуры на морском транспорте. В связи с этим маломерные суда коммерческого использования за пределами указанных объектов или внутренних водных путей эксплуатируются фактически без надзора. К примеру, на водных объектах 21 субъекта РФ контроль за движением маломерных судов коммерческого использования отсутствует.
Подобная ситуация создает предпосылки увеличения рисков, связанных с авариями маломерных судов, используемых в коммерческих целях. По статистике, более 50% аварий на внутренних акваториях страны за 2019 год произошло на участках, входящих в перечень внутренних водных путей, но расположенных за пределами судового хода, то есть там, где подразделения Ространснадзора не уполномочены осуществлять контроль.
Один из путей решения данной проблемы - наделение ГИМС МЧС России полномочиями по осуществлению контроля за маломерными судами независимо от видов их использования. При этом в отношении маломерных судов коммерческого использования предусматривается, что ГИМС МЧС России будет осуществлять надзор исключительно за соблюдением их владельцами и судоводителями правил пользования и обеспечения безопасности людей во время эксплуатации.
Вносимые в законодательные акты изменения не затронут вопросы регистрации, освидетельствования и лицензирования деятельности маломерных судов коммерческого использования, которые осуществляет Минтранс РФ.
В настоящее время предложения проходят стадию общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru).
Добавить комментарий