Амурское время
04:50
Пятница, 24 Января
Курсы валют
сегоднязавтра
103.29 103.24
99.93 98.28
Котировки
РТС 930.18 13.03
ММВБ 2926.1 16.52
Brent 78.36 0.87

Педиатр - особая профессия

01:5221.11.2023 16+ 2039 18+

20 ноября медицинский мир отметил Международный день педиатрии.

Согласно источникам в интернете, педиатр – это специалист по детским заболеваниям. Само слово появилось от слияния двух греческих слов «дитя» и «врач».

О сложностях и прелестях профессии мы поговорили с кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры педиатрии Людмилой Ивановной Моногаровой.

- Людмила Ивановна, почему у детей появился «свой собственный врач»? Почему взрослых и детей лечит разные специалисты – терапевт и педиатр? Чем принципиально отличается организм ребенка или подходы к его лечению?

Существовавшее несколько столетий назад представление о том, что ребенок - это маленький взрослый давно ушло в прошлое.

Организм здорового ребенка имеет свои характерные особенности в зависимости от возраста (от периода новорожденности к периоду раннего возраста и далее к подросковому). Каждому возрастному периоду свойственны свои заболевания с особенностью их течения и, соответственно лечения.

История отечественной педиатрии, к сожалению, имеет примеры того, как хотели заменить врача-педиатра на врача общей практики. К счастью, корифеям педиатрии удалось отстоять необходимость педиатрических факультетов и специальности врача- педиатра.

- Сколько лет Вы отдали этой специальности?

Без малого 45 лет прошло после окончания института. Тогда в БГМИ еще не было педиатрического факультета, но была субординатура по педиатрии. Затем я окончила клиническую ординатуру по педиатрии, аспирантуру на кафедре пропедевтики детских болезней Ленинградского педиатрического института, училась у одного из корифеев педиатрии профессора Игоря Михайловича Воронцова. Работу на кафедре в течение 15 лет сочетала с работой в министерстве здравоохранения области в качестве главного внештатного педиатра области, начальника отдела охраны материнства и детства.

- Можно ли сказать, что у нас есть своя амурская школа педиатров? Кто были знаменитые амурские педиатры?

Да, конечно. Большинство педиатров области – выпускники нашей Амурской ГМА лечебного или педиатрического факультета.

Достаточно сказать, что первым заведующим кафедрой детских болезней во вновь образованном БГМИ была Александра Васильевна Долгополова, ведущий детский ревматолог страны, впоследствии работавшая в Институте ревматологии, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. В течение длительного времени кафедру возглавлял Николай Дмитриевич Седунов, замечательный клиницист, профессор. Много лет во главе кафедры педиатрии стояла профессор Альбина Федоровна Бабцева. Ими и их учениками внесен значительный вклад в развитие детской пульмонологии и аллергологии. Нельзя не вспомнить имя Григория Петровича Шора, доцента кафедры, ассистента кафедры Лидии Михайловны Петренко. Блестящие клиницисты, они щедро передавали свои опыт и знания ученикам.

Говоря о знаменитых амурских педиатрах, нельзя не упомянуть имена практических врачей, главных педиатров области, таких как Зоя Александровна Базанова, Антонина Вениаминовна Исполатова, Светлана Михайловна Поддубная. Они внесли большой вклад в развитие амурской педиатрии, снижение показателя младенческой смертности.

Ныне работающие в академии педиатры, доктора и кандидаты наук, продолжают традиции своих учителей, в том числе представителей Московской, Санкт-Петербургской, Саратовской школ, на базе которых они обучались педиатрии и защищали свои научные работы.

- Как изменилась отрасль за то время, что Вы учились и работаете?

За последние десятилетия педиатрия, как и в целом медицина, продвинулась далеко вперед, основываясь на новых, фундаментальных знаниях.

Появились новые, современные методы диагностики. Проведение пренатальной (дородовой) диагностики, неонатального скрининга позволяют обеспечить раннее выявление врожденной и наследственной патологии. Мы научились выхаживать глубоконедоношенных новорожденных детей, родившихся с массой 500 граммов, ранее считавшихся нежизнеспособными. В распоряжении врача-педиатра появились высокотехнологичные методы диагностики и лечения. Появились новые, в том числе генноинженерные лекарственные препараты, применение которых позволяет улучшить прогноз многих заболеваний, считавшихся ранее неизлечимыми.

Но при этом неизменно необходимым для врача остается наличие клинического мышления, врачебного опыта и, если хотите, врачебной интуиции (ведь медицина порой стоит на грани науки и искусства). Также неизменным остается основной принцип врачевания - «Не навреди».

- Заболевания детские изменились за это время? Возможно, ушли какие-то болезни, а других стало больше?

Да, структура детской заболеваемости и смертности за последние десятилетия значительно изменилась. Раньше на первом плане в структуре были инфекционные болезни, в том числе тяжелые детские инфекции, такие как корь, коклюш, дифтерия, менингококковая, гемофильная инфекция. Их удалось отодвинуть на задний план благодаря высокому охвату профилактическими прививками. Ушли на задний план внутрибольничные инфекции, тяжелые деструктивные пневмонии. Очень редко в раннем возрасте мы стали диагностировать тяжелые алиментарно зависимые состояния – такие как тяжелая белково-энергетическая недостаточность, анемия, рахит.

Вместе с тем возросла роль аллергических заболеваний, эндокринной патологии, неврологических нарушений. Тенденцию к омоложению имеет онкопатология, приобретенные заболевания сердечно-сосудистой системы.

- Одна из основных задач врача – правильно собрать анамнез. Как это сделать, если ребенок толком не может рассказать об этом?

Чем младше ребенок, тем меньше он может о себе рассказать…Вместе с тем, мы учим будущих педиатров тому, что тщательно и грамотно собранный анамнез (и заболевания, и жизни, и генеалогический анамнез) более чем на 50% гарантируют правильно поставленный диагноз.

При сборе анамнеза наши первые помощники - родители ребенка, с которыми педиатр должен уметь разговаривать профессионально.Что касается жалоб ребенка и его осмотра - тут главные наши помощники - внимание и наблюдательность.

- В подготовке врачей –педиатров есть свои особенности? Возможно, в программе есть дополнительные дисциплины?

Подготовка на педиатрическом факультете, конечно же, имеет свои особенности. На каждой теоретической дисциплине - будь то анатомия, физиология, биохимия - педиатрам преподаются особенности детского возраста.

На кафедре педиатрии преподаются помимо остальных такие дисциплины, как основы формирования здоровья детей, психология развития ребенка (каждый педиатр должен быть психологом). Пропедевтика детских болезней изучает закономерности развития ребенка, особенности питания, особенности диагностики заболеваний у детей, средства профилактики. Такие клинические дисциплины, как факультетская, госпитальная, поликлиническая педиатрия также сконцентрированы на преподавании особенностей течения болезней у детей.

- Вы согласны с тем, что фундамент здоровья человека закладывается в детстве. Какова в этом роль педиатра?

Как говорил мой учитель, профессор И.М.Воронцов, «источником для обретения здоровья человека является оптимальное развитие на всем цикле - от зачатия, через внутриутробный период, раннее, среднее и старшее детство, юношество». А условия для этого просты и сложны одновременно: оптимальное питание, стимуляция развития через физическое воспитание, раннее обучение, обеспеченность любовью и психологической поддержкой, оптимальность режима, поддержание безопасности жизни- минимизация травматизма, профилактическая иммунизация, доступная медицинская помощь.

На мой взгляд, педиатр - самая лучшая специальность в медицине именно потому, что мы на этапе детства можем предотвратить многие болезни, помочь родителям воспитать здорового ребенка.

- Чтобы ребенок нормально развивался, надо укреплять иммунитет. Как это правильно делать с точки зрения педиатра?

Все, что сказано выше, совершенно необходимо, в том числе и для укрепления иммунитета. Велика роль в этом также раннего закаливания ребёнка, чего так боятся родители. К сожалению, нет волшебной пилюли, с помощью которой можно добиться того, чтобы ребенок не болел.

-Почему у нас дефицит врачей этой специальности?

Сегодня у нас в области, как и по всей стране, существует дефицит врачей многих специальностей. Это касается, в том числе и педиатров. Причин много:

- высокие требования к педиатру, как со стороны родителей, общества, так и со стороны контролирующих органов, Это касается и уровня его знаний, и его моральных качеств;

-огромная нагрузка на педиатра- как физическая, так и психологическая

-высокая степень ответственности, в том числе юридической (врачу не прощают врачебных ошибок, которые, увы, неизбежны в его практике).

В педиатрию должны идти только по истинному призванию- те, кто не ищет легких путей, по настоящему любит детей и готовы посвятить себя тому, чтобы они росли здоровыми и счастливыми.

Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.