С 2019 года в Амурской государственной медицинской академии работает Центр психологической адаптации студентов. Кто и с какими вопросами может сюда обратиться, рассказала его руководитель доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой детских болезней Елена Романцова.
- Елена Борисовна, как родилась идея создать Центр психологической адаптации?
Идея возникла у нас на кафедре детских болезней довольно давно. Все наши сотрудники имеют психологическое образование, и, работая со студентами разных курсов, мы поняли, что если выстраивать отношения с точки зрения психологической комфортности, то можно сделать обучение в вузе более результативным для ребят. Именно в этой работе можно найти много полезного для образовательного процесса, улучшить мотивацию студентов к учебе, их успеваемость. Этого можно достичь, если вовремя протянуть руку помощи тем из них, кто в этом нуждается. Мы стали так работать, у нас стало получаться, и мы решили создать такой центр для всех наших студентов.
Все поступившие к нам в вуз когда-то прошли школу и знают, что бывают разные преподаватели. Есть добрые и внимательные, и есть такие, которых опасаются. Я знаю, что ребятам достаточно часто говорят : «Вот поступишь в вуз, там с тобой не будут нянькаться». Кстати, отчасти это так и есть. Конечно, студенты – это уже довольно взрослые люди, но я бы все же внесла коррективы. Сегодня объективно студенты первого курса – это еще не очень знающие жизнь молодые люди. Они только что оторвались от своей семьи и чувствуют по этому поводу сильное беспокойство. Часто они приезжают учиться из других городов, и это тоже волнительно. Конечно, какой-то процент ребят сразу вливается в новую жизнь, а есть другие, которым адаптироваться очень сложно, и это может занять продолжительное время, иногда и не один год. И с этими ребятами нужно ввести кропотливую, тонкую, работу, находить такой контакт, на который они готовы идти с преподавателем сейчас. Именно этим мы и занимаемся в нашем Центре.
- Такая работа предполагает доверительные отношения. Не опасаются студенты рассказывать о своих проблемах?
Конечно, сначала опасения есть, и это нормально, так происходит всегда и со всеми при первом визите к психологу или психотерапевту. Любой человек задает себе вопросы: «А так ли меня поймут?», « Вообще проблема ли это, можно ли вообще об этом говорить?» Но в процессе общения эта преграда уходит. Когда человек видит, что его не ругают, возникает доверие. Человек приходит к психологу для того, чтобы разобраться, почему у него что-то в жизни не получается, ругать точно не наш способ.
- Отличаются ли запросы студентов разных лет?
Из года в год запросы студентов к психологу примерно одинаковы. В основном это вопросы, которые связанны с оторванностью от дома, невозможностью пока приспособиться к своей группе, к новым условиях жизни. Еще один частый вопрос – а мое ли вообще дело медицина? Например, не получается реферат по предмету, и у студента возникает мысль : ну если я и этого не могу, какой из меня врач? Ребята, особенно на перовом курсе, нуждаются в подтверждении, что они правильно поступили, им здесь рады, и занимаются они делом , о котором мечтали. А мечтали они стать врачами, рисовали себе образ в белом халате с фонендоскопом или со скальпелем. А приходится на первом курсе много заниматься «немедицинскими предметами» – математикой, физикой … и все это трудно. Медицины в их представлении мало, и поэтому возникают сомнения. Эта несостыковка с образом и понимание того, что к этому образу нужно идти долго, преодолевая много трудностей, очень пугает. На мой взгляд, здесь могло бы помочь большее общение с клиницистами, с практическими врачами.
А оторванность от дома «лечится» тем, что надо дать почувствовать им поначалу, что они здесь свои , им рады. Тогда постепенно тревога уйдет.
- Помогают ли в этой работе тьюторы?
Да, конечно! Я проводила опрос среди студентов на эту тему как раз и получила прекрасные отзывы. С тьюторами выстаиваются отношения «равный равному», первокурсники получают информацию и поддержку от таких же , как они, только немного опытнее.
Но для студентов, особенно на первом этапе обучения, важна и фигура взрослого наставника, «родителя», с которым можно многое обсудить и поговорить. Должен быть взрослый человек рядом, которому можно сказать то, чего не скажешь, например, своим однокурсникам. Отлично, если таким станет декан, который выслушает и поймет. И вообще, на мой взгляд, преподаватели, которые работают на первом курсе, должны быть очень расположены к студентам. Больше чуткости, тепла – ребята в этом нуждаются.
- Некоторые преподаватели говорят, что во времена их юности студенты были более взрослыми и самостоятельными. Это так? Что изменилось?
Да, это так. Но это тенденция, которая возникла не сегодня. И я не думаю, что правильно подходить к нынешним первокурсникам с этой меркой. Надо учитывать реалии. Не секрет, что дети сейчас после окончания школы, как правило, не являются еще очень взрослыми. Сегодняшние первокурсники – это совсем другие люди, у них было другое детство. Один-два ребенка в семье, за которыми смотрели, переживали и волновались все родители и бабушки-дедушки. Ребенок, который получал слишком много заботы, не видя в нынешней жизни такого же ежедневного количества тепла и любви , испытывает сильную тревогу и начинает понимать, что «надо бежать назад». Студенты из многодетных семей более самостоятельные, им адаптироваться проще. Но таких у нас немного.
- Обращаются ли к вам более старшие студенты?
Да, приходят и на 2- ом , и на 5 –ом курсе. Некоторых ребят мы сопровождаем все время учебы в вузе и даже сохраняем отношения уже после его окончания. Запросы у них уже другие – это уже больше про отношения, дружбу, симпатии, отношения в семье, вопросы, связанные с определением себя в группе.
-Студенты, которые плохо учатся, тоже в вашем поле зрения?
Это так, но в этом случае мы находим их сами. Бывает, что студент в течение нескольких лет накапливает «хвосты», отстает в учебе, и тогда нужно разбираться в причинах. По поводу таких ребят обращаются преподаватели или деканы. Могу сказать, что и здесь есть хорошие результаты, можно многое исправить.
- Можете немного рассказать о первокурсниках этого года? Вам уже удалось познакомиться?
Конечно. Первое представление у нас уже есть. Встреч у нас было пока немного, но мы активно с ними переписываемся, заканчиваем социально-психологическое тестирование. Такое тестирование проводят вузы по всей стране, и в этом году оно было более углубленным. Точно могу сказать, что уже видно группу ребят, с которыми мы будем работать в первую очередь.
- Как можно обратиться в Центр психологической адаптации за консультацией?
На сайте академии есть вкладка «Центр психологической адаптации», там указаны все наши телефоны, электронный адрес. Обратиться можно любым удобным способом. Можно – анонимно. Кстати, мы никогда не требуем «раскрыть» фамилию-имя, группу и т.д. Можно просто позвонить по телефону и , не называя себя, сказать, что хотели бы обсудить проблему. Так делают довольно часто. Я спрашиваю в таких случаях «Как к Вам обратиться?» «Я Маша, с первого курса». «Хорошо Маша, чем я Вам могу помочь?» В течение разговора человек успокаивает, сам может многое спокойно рассказать. Для нас главное - создать доверие.
Кстати, мы работаем и со школьниками в профильных медицинских классах – проводим тестирование, помогаем им лучше узнать себя и психология. Это тоже шаг на пути в профессию.
-Есть ли в вашем арсенале еще какие-то формы работы со студентами?
Да, мы работаем много и в разных направлениях, потому что хотим, чтобы ребята приходили к нам активнее. Мы занимаемся профориентацией со студентами внутри медицинской специальности. Для всех желающих проводим работу в динамических группах, организуем тренинги. Мы размещаем объявление о тренингах в нашем телеграмм-канале. И кстати, темы тоже выбираем с учетом пожеланий студентов. Часто это запрос на то, как научиться распределять свое время, как выработать уверенность в себе, рассматриваем вопросы коммуникации - как построить отношения с преподавателями, с одногруппниками, с членами семьи, как найти ресурсы на отдых. Несколько лет подряд они даже получают некоторые знания из восточных практик.
Я могу точно сказать, что мы «выращиваем» наших ребят, помогаем им повзрослеть.
Контакты и информацию о Центре психологической адаптации студентов можно найти на сайте https://www.amursma.ru/tsentr-psikhologicheskoy-adaptatsii-studentov/
Добавить комментарий