Легким строительство новой благовещенской набережной Зеи назвать нельзя: четыре года работы, на которые пришлись наводнения, пандемия и санкции. Теперь берег реки превратился в еще одно место для отдыха горожан. В будущем здесь появятся свои точки притяжения и необычные локации. «Амурская правда» пригласила мэра столицы Приамурья Олега Имамеева прогуляться по строящейся набережной Зеи и рассказать о том, как реконструировали этот непростой объект, чем он стал для города и лично для главы, что здесь отличается от набережной Амура и где находятся таинственные кружала.
Эта набережная похожа на новую квартиру, в которую еще не заселились хозяева. Свежий ремонт, и вроде бы мебель есть, но пока не обжита: нет любимой книги на тумбочке, фотографий счастливого семейства и забытых на комоде очков. «Да, новая набережная на Зее готова. Но это — только первый этап. Следующий шаг за горожанами — нам вместе надо решить, какой она станет», — говорит мэр Благовещенска.
— Олег Гатауллович, набережная Зеи — популярное у благовещенцев место. Какие еще перспективы есть у города на двух реках? — спрашиваю у главы амурской столицы.
— Если честно, я мечтаю, чтобы в городе появилось три набережных, — улыбается мэр. — Нужно благоустраивать Бурхановку: речной каркас — важный элемент городской среды, людям нужны такие зоны отдыха. И в мастер-плане Благовещенска, который утвердил президент России Владимир Путин, это отражено. Однажды у нас появится еще одна набережная. А вот набережные Зеи и Амура мы хотим соединить: превратить в единое пространство.
1,7 километра — длина новой зейской набережной. Гидрозащитное сооружение включает в себя вертикальную подпорную стенку со спусками, кружалами. Здесь есть пешеходная и велосипедная дорожки, несколько площадок: детская, спортивная, баскетбольная, а также для установки сцены. Рядом находится ФОК
Планы кажутся грандиозными, но и реконструкция набережной, выстроенной в советское время на берегу Зеи, когда-то была для многих нереальным проектом. Причем речь шла не о строительстве, а именно о реконструкции, так как от гидрозащитного сооружения спустя несколько десятилетий практически ничего не осталось.
Вопрос о необходимости реконструкции зейской набережной в городе начали поднимать в начале двухтысячных.
— Проектные решения начали разрабатывать задолго до того, как я стал мэром, — вспоминает глава столицы Приамурья. — Разные специалисты приходили и продвигали эту идею на стадии задумки, проектирования, поиска финансирования, вхождения в профильные программы. Мне посчастливилось быть в финале. Но на самом деле это большой труд очень многих неравнодушных людей.
Стройка пережила пандемию, наводнения и санкции
4,5
тысячи кубометров железобетонных конструкций установили строители
Работать на набережной подрядчик — компания «Надежда» — начал в 2019 году: в ноябре муниципалитет заключил соответствующий контракт на возведение части территории. Строители почти сразу приступили к делу, но в стране началась пандемия. Подрядчик воспользовался правом, которое ему давал 44-й федеральный закон, и сдвинул сроки по объективным причинам.
Затем было наводнение 2021 года. Почти всё лето нижний ярус набережной Зеи — а именно здесь проходили основные работы на тот момент — простоял в воде. Добавили сложности специалистам и санкции: затянулись поставки части необходимого оборудования. В итоге срок сдачи объекта сместился с 2021 на 2023 год.
В 2020 году Благовещенск заключил контракт на реконструкцию двух оставшихся частей набережной Зеи со сроком сдачи в 2023 году. В итоге большая часть объекта стала доступна для горожан и гостей амурской столицы к осени этого года, последние работы должны завершиться в октябре.
Пока на набережной нет урн и лавочек: их в ближайшее время установит подрядчик. Зато уже есть детская площадка и зеленые зоны отдыха: специалисты высадили 552 дерева и засеяли 20 тысяч квадратных метров газона.
«Зачем людям сюда приходить?»
Внешне набережные Амура и Зеи схожи по своей стилистике. Однако если первая строилась, по сути, с нуля и является «фасадом» России для Азии, то у берега Зеи своя история.
— Эта набережная, пусть и в другом виде, у города была. У горожан есть свои воспоминания, ассоциации, связанные с ней. Поэтому здесь мы говорим скорее о возрождении, — отмечает Олег Имамеев. — Конечно, мы всегда будем сравнивать эти две набережных: так устроены люди. Но на открытии набережной мне задали важный вопрос: а как она называется?
Узкой концепции у этой набережной не было.
— Это зона отдыха, которая подходит для людей разных возрастов: для маленьких есть детские площадки, для пожилых — «тихая зона»: возможность побыть в тишине, посмотреть на воду. Спортивная составляющая для любителей активного отдыха, — Олег Гатауллович показывает на нескольких велосипедистов. — И название вроде бы есть: Зейская. Но чтобы сделать набережную действительно важным местом для горожан, нужно ответить на еще один вопрос: зачем людям сюда приходить?
Мэр признается: администрация надеется на помощь горожан в создании новых мест притяжения на набережной.
— Может быть, Звездная набережная? — на ходу размышляет глава столицы Приамурья. — Или обыграть тот факт, что она стоит между двумя мостами. А еще набережная Амура выходит на юг, а эта — на восток. Рассветы у нас красивые. Набережная рассветов? Например, создать новую традицию для выпускников: встречать здесь утро.
Олег Имамеев честно признается: на свой креатив он не рассчитывает, а вот на инициативных благовещенцев — да.
— Нужно все идеи пропускать через мнения людей — это не тренд, не дань моде, а действительно сильное подспорье в формировании финальных идей, — объясняет он. — Это правильно: город предоставляет хорошую площадку, а дальше решают уже сами люди. Посмотрите, сколько здесь места — твори на здоровье. Мы только поддержим.
«Если честно, я мечтаю, чтобы в городе появилось три набережных, — улыбается мэр. — Нужно благоустраивать Бурхановку: речной каркас — важный элемент городской среды, людям нужны такие зоны отдыха».
Действительно, свободной территории на новых площадях хватает. Это не только пешеходная часть набережной, но и кружала — площадки над водой полукруглой формы. Они похожи на амфитеатры, только без ступеней.
А здесь тоже будет какой-то арт-объект? — интересуюсь я, показывая на вымощенную плиткой небольшую площадку посреди зеленой зоны, окруженную фонарями. Она буквально притягивает взгляд.
— Нет. А у вас есть предложения? — в ответ спрашивает мэр.
Невольно вспоминаю про огромный торшер на набережной Амура — прекрасный пример зоны притяжения на общественных пространствах. Повторяться не хочется, хочется предложить свежую и креативную идею, но в голову лезет почему-то только огромная раскрытая книга. Честно обещаю подумать и вздыхаю, что креативщик из меня — так себе.
«Выбирая новые объекты для набережной, мы, к сожалению, вынуждены рассматривать их еще и с точки зрения антивандальности. Садовых гномов под каждую елку не поставишь; легкие, ажурные конструкции тоже могут быстро сломать», — переживает Олег Имамеев.
«А может быть, установить ящик с предложениями?» — подает еще одну идею пресс-секретарь мэра Екатерина Касимова. Обычно на встречах с журналистами она держится в тени, но вопрос на самом деле волнует всех. Предложения озвучивает даже наш фотограф. Например, сделать стойки для зарядки телефонов на детской площадке.
Вариант с подзарядкой гаджетов мэр обещает обдумать, как и ящик для предложений.
— Помните, такой стоял на набережной Амура — это была идея губернатора Василия Орлова, — вспоминает Олег Имамеев. — Он тогда с дочкой гулял по новой набережной, и озвучил предложение. Кстати, оттуда мы тоже хорошие мысли почерпнули.
Набережная должна сама зарабатывать на свое развитие
Новая набережная — большая и красивая территория с современными площадками, однако и средств на свое обслуживание ей требуется немало. И важная задача, говорит Олег Имамеев, сделать так, чтобы общественное пространство не просто легло на плечи городского бюджета, но и «научилось» зарабатывать как минимум на свое обслуживание, а в идеале — и на развитие.
«Не источник для дотаций, а донор»
— К нам недавно приезжал председатель правления Сбербанка Герман Греф. Он говорил очень правильные вещи: они вроде бы давно известны, но заставляют посмотреть под другим углом на проблемы, — рассказывает мэр. — Такие площадки должны быть не источником для дотаций, а донором.
Для этого не обязательно изобретать велосипед, уверен Олег Имамеев: достаточно взять на вооружение опыт крупных городов, где набережные имеют свою активную экономику. Например, Москвы и Казани.
— Я поставил задачу перед специалистами экономического блока: плотно заняться привлечением сюда инвесторов различного уровня. Конечно, на первом этапе это будут скорее всего просто киоски с готовой едой, напитками. Пока зарабатывать нечем, будем привлекать средства города или внебюджетные источники. У нас есть хороший опыт амурской набережной. Например, когда туда заходили первые владельцы нестационарных объектов, они вкладывались в то, чтобы оформить свои киоски в едином стиле. И город субсидировал половину этих затрат. Мы продолжим приветствовать новые идеи, но условием будет привлечение и собственных средств. Это дисциплинирует, — считает мэр.
Кстати, Благовещенску уже поступило предложение сделать здесь площадку для воркаута. Или памп-трек — велосипедную трассу, состоящую из горок, кочек, ям и контруклонов.
В идеале в будущем набережная должна не просто окупать свое содержание, но и зарабатывать на новые малые архитектурные формы — например, за счет полученных средств город может поставить здесь еще один детский комплекс, спортивную площадку или что-то еще.
«На один рубль привлечь сто»
Конечно, собственными силами и бюджетом построить набережную наш город, да и регион, не смогли бы. Но получить федеральные деньги не так просто. Еще сложнее — их освоить.
— Обычно в таких программах муниципалитет должен вложить 6 процентов от общего объема средств. А здесь, согласно условиям, достаточно было одного процента. Конечно, это прекрасная возможность для города: на один рубль привлечь сто! А можно я поблагодарю правительство области? Искренне! На уровне региона была проведена такая работа, без которой вероятность получения нами этих денег была куда меньше, — признается мэр Благовещенска. — Думаете, так просто грамотно подать заявку? Кажется, простой этап, но он включает определенный стандарт, который надо четко выдержать. Подготовить определенный пакет документов, оперативно отработать замечания.
Вторая немаловажная часть — работа с финансированием. Федеральные власти внимательно отслеживают, как регионы работают с полученными деньгами. Если выделенные средства не смогли освоить — больше тебе не дадут.
— При строительстве любого крупного, да и не очень, объекта возникают различные сложности. Помимо человеческого фактора есть объективные обстоятельства: например, ЧС или сезонность. Ты не можешь зимой выполнять столько же работ, сколько и летом: погода не позволит. А финансирование, к примеру, идет раз в квартал. И тут очень важно грамотное финансовое планирование. В общем, это была большая совместная работа региона и города, — объясняет градоначальник. — И я благодарен каждому специалисту, который помог Благовещенску получить эту набережную.
«Погибло немало хвойных»: подрядчик за свой счет посадит новые деревья
Деревья на новой территории пока молодые: это логично с учетом того, что высадили их только этим летом. Однако уже сейчас видно, что некоторые из берез и елей зиму не переживут.
Да, погибло немало хвойных. Точную причину назвать сложно. Скорее всего, не была соблюдена технология посадки, возможно, грунт не подошел, – говорит глава Благовещенска. — Все погибшие насаждения подрядчик будет заново высаживать за свой счет. И гарантийный срок — а он на деревья составляет 2 года — начнем отсчитывать заново.
Но всё же стопроцентной приживаемости ждать не приходится —потери при посадке в норме составляют порядка 10 процентов. Кстати, тот факт, что деревья посажены не слишком близко друг к другу, позволяет горожанам опять же проявить инициативу— например, высадить свою аллею.
Пляж, парковка, туалеты: чего не хватает общественному пространству
На вопрос, что бы сегодня хотелось добавить к новой набережной, Олег Имамеев отвечает — пляж.
— Пляжной зоны действительно не хватает, но течение реки не позволяет нам оборудовать здесь место для купания. Однако мы всё равно хотим завезти песок и организовать зону отдыха, поставить таблички «Купаться запрещено». Нужно будет сделать это там, где течение не слишком сильное и половодье не вымоет песок в первый же год, — планирует мэр.
Еще одна проблема новой набережной — парковки. Оставлять свои машины желающим прогуляться приходится в ближайших дворах. «Основная проблема — отсутствие свободной территории, полноценную парковку просто негде обустроить, — замечает Олег Гатауллович. — Но мы всё равно выжмем максимум из имеющейся площади».
Кстати, прорабатывает сегодня город и установку общественных туалетов на набережной. Этот вопрос тоже непростой: объекты потребуется подключать к коммунальным сетям.
Мы расстаемся через час: прогулка по новой набережной дала всем пищу для размышлений. Прикидываю план статьи: как лучше рассказать, что у нас есть возможность сделать набережную такой, какой мы сами хотим ее видеть. Мэр просит пресс-секретаря разработать вариант с опросом горожан в телеграм-канале: что именно хотят видеть жители на этой территории. Не знаю, какой в итоге станет зейская набережная, но хочется верить, что она сумеет завоевать сердца благовещенцев.
Добавить комментарий